Новости города Владимира

Картина в деталях: «Русалки» Ивана Крамского

Картина в деталях: «Русалки» Ивана Крамского

Картину «Майская ночь» художник-передвижник Иван Крамской написал по мотивам одноименной повести Николая Гоголя. Мы собрали интересные факты о его работе.

Читайте, как в творчестве художника появился мотив лунного света и образ призрачной девушки, какие суеверия связывали на Руси с русалками и какие мистические истории рассказывали о полотне Крамского его современники.

Весь ландшафт спит. А вверху все дышит, все дивно, все торжественно. А на душе и необъятно, и чудно, и толпы серебряных видений стройно возникают в ее глубине. Николай Гоголь. «Майская ночь, или Утопленница»

«Сцену из «Майской ночи» Гоголя» Иван Крамской задумывал как первую картину из цикла работ по мотивам гоголевских «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Однако полотно «Русалки» — такое название дали ему зрители — так и осталось единственным на эту тему.

Картину впервые представили в ноябре 1871 года на первой выставке Товарищества передвижных художественных выставок, идеологом и организатором которого был Крамской. «Майская ночь» с ее мистическим сюжетом не соответствовала программе передвижников, которые стремились объективно отражать реальную действительность. К тому же основной темой полотна стали не социальные проблемы, а традиционная культура и народные верования. Однако и зрители, и критики, и художники отнеслись к полотну с интересом, а сразу после выставки его приобрел Павел Третьяков. Земля вся в серебряном свете; и чудный воздух и прохладно-душен, и полон неги, и движет океан благоуханий. Николай Гоголь. «Майская ночь, или Утопленница» На картине нет изображения луны — только лунного света, который преображает ночной пейзаж яркими бликами на стенах заброшенной хаты и одеждах утопленниц. Крамской считал, что передать лунное свечение было его главной технической задачей: «Я рад, что с таким сюжетом окончательно не сломил себе шеи, и если не поймал луны, то все же нечто фантастическое вышло...»

Спустя 10 лет Крамской написал картину с созвучным названием — «Лунная ночь». В центре полотна он изобразил женщину в белом платье, залитую светом луны. Моделями для этой картины были сначала Анна Попова (будущая жена Менделеева), а потом вторая жена Сергея Третьякова — Елена Третьякова.

Что хорошего в луне, этой тарелке? Но мерцание природы под этими лучами — целая симфония, могучая, высокая, настраивающая меня, бедного муравья, на высокий душевный строй: я могу сделаться на это время лучше, добрее, здоровее — словом, предмет для искусства достойный. Иван Крамской. Из письма Илье Репину

Образ призрачной девушки Образ «серебристо-лунной», призрачной девушки впервые появился в творчестве Ивана Крамского летом 1871 года, когда художник написал полотно «Сомнамбула». На картине он изобразил спящую девушку с бледным отрешенным лицом. Лунный свет увлекает ее и уводит из дома.

Так же безучастны и прекрасные лица русалок. Портретист Крамской намеренно лишил их индивидуальности и ярких черт: сонм «лунных» девушек уже не принадлежит миру людей. Они сливаются с лилиями в пруду, со стволами деревьев и соцветиями сирени. Красота русалок теперь не в чертах лица, а в отраженном лунном свете.

2015-2019 © «Туристский Информационный Центр» / ВСЕ ПРАВА ЗАЩИЩЕНЫ.